Щипковые и клавишные гусли относятся к числу «старейших» участников русского народного оркестра и находят широкое применение в инструментовке для данного состава. При всем разнообразии использования гуслей в современных партитурах, их роль в оркестре сводится к двум основным функциям: колористической и динамической.

С точки зрения инструментовки, выявление богатейших колористических возможностей гуслей связано, прежде всего, с использованием их в качестве солирующих инструментов. Типичные приемы подобного использования гуслей могут быть проиллюстрированы двумя фрагментами из сюиты «Ивановские ситцы» Ю. Зарицкого.

Первый отрывок (пример 15) – образец удачного применения сильного, звонкого стаккато солирующих щипковых и клавишных гуслей. Во втором эпизоде (пример 16) используется прекрасно звучащее арпеджато гуслей, сопровождающих широкий былинный распев в оркестровых голосах домр и баянов. В том и другом случаях гусли в значительной степени обогащают звучание оркестра, придают ему особо яркую колористическую окраску.

То же можно сказать о фрагменте из III-й части Симфонии-Концерта Ю. Шишакова, в котором терпкость гармонии в партии солирующих гуслей еще более подчеркивает яркость, нарядность общего оркестрового тембра:

Нередко гусли используются в моменты появления новой гармонии, вступления новых инструментов, иначе говоря – на стыках разделов формы. Яркий тембр солирующих гуслей в таких случаях хорошо «запоминается», служит своего рода объединяющим фактором в процессе восприятия музыкального произведения.

Приведенный в примере (18) фрагмент иллюстрирует типичный прием использования глиссандо гуслей для подчеркивания кульминационных моментов. Глиссандо на гуслях, дающее исключительно сильную, гулкую звучность, как нельзя лучше соответствует этой роли. (Конкретно-выразительное значение данных приемов в известной степени сопоставимо с использованием постепенно усиливающегося тремоло ударных инструментов, завершающегося в момент наивысшего динамического взлета). В подобных приемах участие гуслей имеет как тембровое, так и динамическое значение, являясь одним из средств достижения насыщенного, мощного форте в русском народном оркестре.

Использование гуслей преимущественно в динамической роли хорошо демонстрирует фрагмент из «Хороводной» Ю. Шишакова:

Приведенный выше отрывок из «Хороводной» Ю. Шишакова может быть прокомментирован его же высказыванием: «Принцип использования гуслей в тутти и в относительно плотном оркестровом изложении сводится к подчеркиванию или в среднем регистре аккомпанирующих аккордов, излагаемых обыкновенно в партиях балалаек секунд и альтов».

Как показывает практика, динамическая роль гуслей в оркестре наиболее полно проявляется в тех случаях, когда они дублируют оркестровые голоса струнных инструментов, чаще всего – балалаек. Этот принцип использования гуслей в инструментовке относится к числу наиболее распространенных, типичных оркестровых приемов. Естественная предпосылка часто встречающихся соединений названных выше инструментов состоит в том, что основные приемы игры на щипковых и клавишных гуслях – арпеджато, стаккато, пиццикато – совпадают с основными приемами игры на балалайках (особенно на балалайках среднего оркестрового регистра).

Итак, существует определенная закономерность применения щипковых и клавишных гуслей в оркестре, которая связана с тем, какую из рассмотренных выше функций выполняют они в тех или иных случаях:

1) удвоения гуслей и струнных инструментов оркестра (как правило, балалаек) имеют преимущественно динамическое значение. Тембр гуслей, сливаясь с тембром инструментов балалаечной группы, теряет свою активность, присущую ему в соло. Поэтому широкое использование гуслей в этой (динамической) роли не приводит к однообразию звучания оркестра – как это нередко бывает при чрезмерном использовании инструментов, выделяющихся своим колоритом;

2) напротив, применение щипковых и клавишных гуслей в качестве солирующих инструментов имеет целью, в первую очередь, обогащение оркестрового тембра. В этой (колористической) функции гусли разделяют с ударными принадлежность к принципу: чем реже использование, тем ярче восприятие.

Все это составляет еще одно проявление гибкости тембровых взаимосвязей, присущих инструментальным составам с участием гуслей и других русских народных инструментов.