В отличие от пьес, предназначенных для исполнения отдельными инструментами соло, в оркестровой или ансамблевой фактуре тембры инструментов постоянно смешиваются, давая неисчислимое многообразие темброинтонационных комбинаций. При этом общий колорит звучания складывается под воздействием двух взаимосвязанных факторов:

    1. зависит от индивидуальных выразительных средств каждого из инструментов, участвующих в исполнении;

    2. предопределяется особенностями соотношения тембров этих инструментов.

В народном оркестре (ансамблях) взаимосвязь тембров особенно интересна. Здесь имеет место уникальная гибкость, подвижность тембровых границ между различными инструментальными группами

Отмеченная гибкость тембровых границ в народном оркестре и ансамблях возникает в силу того, что разнообразные исполнительские приемы на гуслях, балалайках, домрах, а также на ударных инструментах имеют в основании общий принцип звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие – посредством тремоло. Данное обстоятельство вызывает многочисленные «точки соприкосновения» в звучании различных струнных (и ударных) инструментов.

Характернейшая способность к однородным (монотембровым) и контрастным (политембровым) образованиям распространяется также на взаимосвязь баянов и духовых инструментов (флейт, гобоев и т.д.).

В зависимости от изменяющихся фактурных условий и применения контрастных или сходных исполнительских приемов звучание инструментальных групп народного оркестра может быть в определенной мере разграничено, или же слито воедино в практически однородном тембре. Все это образует одну из оригинальных и выразительнейших сторон звучания составов с участием народных инструментов, проявляющуюся в гибких тембровых переходах, мягких звуковых оттенках, тонких колористических сочетаниях (характерных для домр, балалаек, гуслей, ударных инструментов с одной стороны, а также для баянов и духовых – с другой).

Эти особенности оркестровой (ансамблевой) тембровой вертикали могут быть переданы графически следующим образом:

В целом выразительные средства оркестра русских народных инструментов образуют тембровый и динамический диапазоны, не столь развернутые по своему объему (в сравнении, скажем, с симфоническим оркестром), но чрезвычайно насыщенные разнообразнейшими оттенками окраски, силы и плотности звука.

Среди многочисленных примеров из оркестровой практики, подтверждающих данный вывод, хотелось бы сослаться на переложение для народного оркестра произведения А. Лядова «Волшебное озеро». Великолепная авторская инструментовка этого сочинения, с ее яркой и изысканной звукописью, является важнейшим формообразующим средством и выражает саму сущность музыкального содержания. Все это, казалось бы, предельно ограничивает возможность переложения данного произведения для других инструментальных составов. Тем не менее, «Волшебное озеро» относится к числу симфонических произведений, наиболее благоприятных с точки зрения переложения для русского народного оркестра, и прочно закрепилось в его концертном репертуаре. Причина, несомненно, состоит в том, что индивидуальные выразительные средства русских народных инструментов и – что особенно важно – специфика их взаимодействия в оркестре – как нельзя лучше соответствуют образному содержанию сказочной картинки А. Лядова.

Остается добавить, что гусли – в качестве ансамблевого инструмента – прекрасно «вписываются» в тот особый, подчас уникальный характер взаимодействия домр, балалаек, баянов, духовых и ударных инструментов, о котором было сказано выше. Участвуя в ансамблевом музицировании, гусли привносят свои, исключительно тонкие, изысканные колористические нюансы во все многообразие моно- и политембровых инструментальных сочетаний, присущих оркестру и ансамблям русских народных инструментов.