Среди первых успешных опытов создания оригинальных концертных сочинений: В.Н. Городовская – концертные вариации, фантазия на две русские темы; В.Н. Липатов – четыре фантазии для гуслей с оркестром русских народных инструментов; Е.Б. Сироткин – две концертные 4-х-частные программные сюиты, два концертино для гуслей и оркестра русских народных инструментов. В этих произведениях усложняются гармонические краски, расширяются метро-ритмические возможности.

В творчестве Б.П. Кравченко, создателя многих сочинений для гуслей малых форм, особое место занимают сочинения крупных произведений в жанре концерта. Два трехчастных концерта носят программный характер, а третий одночастный концерт имеет необычное, характерное название – "Гусли в космосе". В этих произведениях необычайно расширены исполнительские возможности гуслей, найдены новые оригинальные приемы игры. (Эти сочинения создавались в обстановке тесного творческого сотрудничества композиторов с автором настоящей статьи).

В 70-е годы появляется цикл Ю. Шишакова – 20 пьес для гуслей соло, первый успешный опыт создания методического репертуара.

Композитор В. Широков посвятил гуслям цикл своих обработок и «Концертное рондо».